Доступная среда

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» 
В.В. Путин

 

Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В дошкольном учреждении созданы специальные условия для получения дошкольного образования инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:  обеспечен доступ в здание образовательной организации, организовано 5-ти разовое питание, осуществляется равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27 ФЗ 273 “Об образовании в Российской Федерации”).

Здание детского сада по адресу ул. Н.Островского,, д.18 — 3-х этажного исполнения, включая цокольный этаж.

На данный момент дети с ОВЗ  в МБДОУ д/с № 27 «Жар-птица» — 6 детей, дети-инвалиды-2. 

    В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

     Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ д/c №27 «Жар-птица» создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Вход на территорию детского сада осуществляется через центральную калитку, на которой расположена тактильная табличка учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом  Брайля (название учреждения, адрес, телефон, режим работы), кнопка вызова, тактильная пиктограмма для кнопки вызова персонала (дублирование Брайлем)

   img_3673  

Подходы и подъезды к дверям оснащены пандусами, первая и последняя ступенька лестниц обозначена желтой полоской.

  img_3672 i

Конструктивные особенности здания детского сада предусматривают наличие специального подъемника, пассажирского лифта, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с использованием колясок.

img_3698 

Туалетные комнаты обозначены тактильными знаками, кнопкой вызова сотрудника для сопровождения, поручнями внутри помещения туалетных комнат. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо.

    

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней тяжести, могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

МБДОУ д/c № 27 укомплектован педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  • 1 чел. — учитель-логопед , высшая категория, Почетный рботник Образования
  • 1 — педагог-психолог , высшая категория

Приказ МБДОУ д/с № 27 «О назначении ответственных»

Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанных с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в МБДОУ д/с № 27 «Жар-птица»

Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта, предоставляемых услуг и инструктажа персонала в МБДОУ д/с № 27

Паспорт объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ объекта социальной инфраструктуры К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ ОСИ

План адаптации для МГН объекта МБДОУ д/с № 27 

План мероприятий по Декаде инвалидов МБДОУ д/с № 27 на 2022 учебный год

Программа комплексной безопасности МБДОУ д/с № 27

Оценочный лист качества условий осуществления образовательной деятельности в 2019 году

План мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения независимой оценки качества условий оказания услуг МБДОУ д/с № 27 г. Белгорода на 2020-2025 гг..

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Питание в детском саду соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню. В детском саду разработаны технологические карты всех блюд.
Режим питания является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание. Питание в группах комбинированной направленности  5-ти разовое, соответствует возрастным нормам.
Детям (в том числе с ОВЗ и инвалидностью), имеющим заключение (справку) от врача о необходимости диетического питания (исключение определенных продуктов) по возможности организуется диетическое питание. Исключенные продукты по возможности заменяются на продукты, имеющиеся в ДОУ.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара.
Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ имеется спортивный зал, физкультурные центры в каждой группе, которые оснащены на 100% необходимым спортивным оборудованием (детские спортивные тренажеры, мягкие модули, игровые наборы, лабиринты для развития опорно-двигательного аппарата, балансиры), соответствующее санитарным нормам, требованиям ФГОС ДО, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Для физкультурно-оздоровительной деятельности на территории имеется спортивная площадка общей площадью 500 квадратных метров.
В детском саду используются различные формы организации двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные праздники и развлечения, Дни Здоровья.

При наличии у ребенка индивидуальной программы реабилитации инвалида сотрудники ДОУ обеспечивают выполнение плана мероприятий.

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем учреждении ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, которая строится на основании соблюдения требований основных законодательных актов.
В МБДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности всех участников воспитательно–образовательного процесса, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда. В детском саду разработаны:
— паспорт безопасности;
— план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта или возникновения пожара.
Систематически и регулярно проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
В МБДОУ установлен противопожарный режим, АПС, имеются первичные средства пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
Физическая охрана детского учреждения и контрольно-пропускной пункт осуществляется сотрудниками частного охранного предприятия ООО «Гарант». Установлены видеодомофоны в каждой группе, имеется стационарная и переносная кнопки тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система видеонаблюдение (13 видеокамер). В вечернее время территория МБДОУ освещается.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются технические средства обучения, предназначенные как для коллективного, так и для индивидуального обучения:

  • музыкальный центр — 3;
  • компьютеры — 5;
  • ноутбуков- 3;
  • планшет самсунг — 11;
  • принтер — 3;
  • МФУ – 4;
  • Факс -1;
  • Магнитофоны – 9;
  • Выносная колонка блютуз;
  • Проекторы-3;
  • Сенсорное оборудование;
  • Электропианино и пианино.
  • Ламинатор — 3;
  • брошюратор-1;

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Доступны  3 ПК для воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям. Доступ на официальный сайт ДОУ не ограничен. Имеется версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В методическом  кабинете создана медиатека для организации образовательной деятельности с детьми и работы с родителями воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разделы медиатеки:
— мультимедийные презентации,
— видеоролики,
— слайд-шоу,
— обучающие мультфильмы,
— обучающие программы

img-8a18cf1f75a9363a3d2014528a6c4833-v
Обучающие электронные программы по образовательным областям:
1.Интерактивные игры по обучению грамоте — речевое развитие.

2.Уроки безопасности. Альманах «Уроки тетушки Совы»- социально-коммуникативное развитие.
3. «Приключения Адибу» — познавательное развитие.
4. «Путешествие Капельки» — познавательное развитие.
5. «Жизнь красных водоемов» — познавательное развитие.
6. «Смешарики. Азбука безопасности»  — социально-коммуникативное развитие.
7.»Голоса и звуки диких животных России» — познавательное развитие.
8. «Любимая Белгородчина — гордимся тобой» — патриотическое воспитание и др.
9. «Игры с Тимом» — познавательное развитие;
10. Игры «Тимокко» -познавательное развитие;
11. «Буквы, цифры, цвета» — познавательное развитие;
12. «Возьми и сделай» — познавательное развитие;
13. Методика «Логопедическое обследование детей». Методика В.М. Акименко
14. Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет. Методика В.М. Акименко

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

          В группах комбинированной направленности для детей с  нарушениями речи  оборудованы литературные центры, в которых имеются книги для чтения, рекомендованные Образовательной программой, любимые детьми данной группы, сезонная литература, книги по увлечениям детей, альбомы со стихами, загадками, иллюстрациями к художественным произведениям.А также, в рекреациях ДОУ оборудованна библиотека с кинотеатром

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные учебные кабинеты

        В МБДОУ д/с № 27 функционируют 2 группы комбинированной направленности для детей с  нарушениями речи.
Развивающая предметно-пространственная среда групп соответствует методическим требованиям и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендациям по оформлению . В группе имеются центры развития, наполняемость которых соответствует требованиям ФГОС ДО и адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования МБДОУ д/с № 27.
В ДОУ имеются 1 кабинет учителя-логопеда и кабинета педагога-психолога, которые оборудованы специальным оборудованием, пособиями и дидактическими играми для коррекционно-развивающей деятельности и обследования.
В ДОУ оборудована в отдельном помещении «Сенсорная комната», оснащенная новейшим оборудованием, позволяющим решать коррекционно — развивающие задачи (нормализация эмоционального состояния детей с ОВЗ и детей-инвалидов, развитие познавательных процессов), а также задачи психолого-педагогической диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности.

Информация о средствах обучения и воспитания имеется в адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования 
 
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — имеется
 
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – на игровых площадках для детей групп компенсирующей направленности, на игровой и спортивной площадках ДОУ установлено специализированное оборудование для лиц с ОВЗ.
 
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – общежития в ДОУ — отсутствуют
 
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – общежития в ДОУ —
отсутствуют