Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию необходимых условий для получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Государственная программа Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области» (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 28.12.2020г. № 589-пп_ Подпрограмма 5 «Доступная среда»
- Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г. №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В дошкольном учреждении созданы специальные условия для получения дошкольного образования инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья: обеспечен доступ в здание образовательной организации, организовано 5-ти разовое питание, осуществляется равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27 ФЗ 273 “Об образовании в Российской Федерации”).
Здание детского сада по адресу ул. Н.Островского,, д.18 — 3-х этажного исполнения, включая цокольный этаж.
На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ д/с № 27 «Жар-птица» — 6 детей, дети-инвалиды-2.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ д/c №27 «Жар-птица» создана безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Вход на территорию детского сада осуществляется через центральную калитку, на которой расположена тактильная табличка учреждения, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля (название учреждения, адрес, телефон, режим работы), кнопка вызова, тактильная пиктограмма для кнопки вызова персонала (дублирование Брайлем)
Подходы и подъезды к дверям оснащены пандусами, первая и последняя ступенька лестниц обозначена желтой полоской.
Конструктивные особенности здания детского сада предусматривают наличие специального подъемника, пассажирского лифта, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с использованием колясок.
Туалетные комнаты обозначены тактильными знаками, кнопкой вызова сотрудника для сопровождения, поручнями внутри помещения туалетных комнат. При необходимости инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет предоставлено сопровождающее лицо.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней тяжести, могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
МБДОУ д/c № 27 укомплектован педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:
- 1 чел. — учитель-логопед , высшая категория, Почетный рботник Образования
- 1 — педагог-психолог , высшая категория
Приказ МБДОУ д/с № 27 «О назначении ответственных»
Паспорт объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ объекта социальной инфраструктуры К ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ ОСИ
План адаптации для МГН объекта МБДОУ д/с № 27
План мероприятий по Декаде инвалидов МБДОУ д/с № 27 на 2022 учебный год
Программа комплексной безопасности МБДОУ д/с № 27
Оценочный лист качества условий осуществления образовательной деятельности в 2019 году
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Питание в детском саду соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню. В детском саду разработаны технологические карты всех блюд.
Режим питания является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание. Питание в группах комбинированной направленности 5-ти разовое, соответствует возрастным нормам.
Детям (в том числе с ОВЗ и инвалидностью), имеющим заключение (справку) от врача о необходимости диетического питания (исключение определенных продуктов) по возможности организуется диетическое питание. Исключенные продукты по возможности заменяются на продукты, имеющиеся в ДОУ.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены. Производственный процесс по приготовлению блюд выполняют квалифицированные повара.
Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания в детском саду находится под постоянным контролем администрации учреждения.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ имеется спортивный зал, физкультурные центры в каждой группе, которые оснащены на 100% необходимым спортивным оборудованием (детские спортивные тренажеры, мягкие модули, игровые наборы, лабиринты для развития опорно-двигательного аппарата, балансиры), соответствующее санитарным нормам, требованиям ФГОС ДО, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Для физкультурно-оздоровительной деятельности на территории имеется спортивная площадка общей площадью 500 квадратных метров.
В детском саду используются различные формы организации двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные праздники и развлечения, Дни Здоровья.
При наличии у ребенка индивидуальной программы реабилитации инвалида сотрудники ДОУ обеспечивают выполнение плана мероприятий.
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем учреждении ведется плановая работа по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, которая строится на основании соблюдения требований основных законодательных актов.
В МБДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности всех участников воспитательно–образовательного процесса, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда. В детском саду разработаны:
— паспорт безопасности;
— план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта или возникновения пожара.
Систематически и регулярно проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
В МБДОУ установлен противопожарный режим, АПС, имеются первичные средства пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
Физическая охрана детского учреждения и контрольно-пропускной пункт осуществляется сотрудниками частного охранного предприятия ООО «Гарант». Установлены видеодомофоны в каждой группе, имеется стационарная и переносная кнопки тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система видеонаблюдение (13 видеокамер). В вечернее время территория МБДОУ освещается.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства обучения, предназначенные как для коллективного, так и для индивидуального обучения:
- музыкальный центр — 3;
- компьютеры — 5;
- ноутбуков- 3;
- планшет самсунг — 11;
- принтер — 3;
- МФУ – 4;
- Факс -1;
- Магнитофоны – 9;
- Выносная колонка блютуз;
- Проекторы-3;
- Сенсорное оборудование;
- Электропианино и пианино.
- Ламинатор — 3;
- брошюратор-1;
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам. Доступны 3 ПК для воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям. Доступ на официальный сайт ДОУ не ограничен. Имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В методическом кабинете создана медиатека для организации образовательной деятельности с детьми и работы с родителями воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разделы медиатеки:
— мультимедийные презентации,
— видеоролики,
— слайд-шоу,
— обучающие мультфильмы,
— обучающие программы
Обучающие электронные программы по образовательным областям:
1.Интерактивные игры по обучению грамоте — речевое развитие.
2.Уроки безопасности. Альманах «Уроки тетушки Совы»- социально-коммуникативное развитие.
3. «Приключения Адибу» — познавательное развитие.
4. «Путешествие Капельки» — познавательное развитие.
5. «Жизнь красных водоемов» — познавательное развитие.
6. «Смешарики. Азбука безопасности» — социально-коммуникативное развитие.
7.»Голоса и звуки диких животных России» — познавательное развитие.
8. «Любимая Белгородчина — гордимся тобой» — патриотическое воспитание и др.
9. «Игры с Тимом» — познавательное развитие;
10. Игры «Тимокко» -познавательное развитие;
11. «Буквы, цифры, цвета» — познавательное развитие;
12. «Возьми и сделай» — познавательное развитие;
13. Методика «Логопедическое обследование детей». Методика В.М. Акименко
14. Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет. Методика В.М. Акименко
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи оборудованы литературные центры, в которых имеются книги для чтения, рекомендованные Образовательной программой, любимые детьми данной группы, сезонная литература, книги по увлечениям детей, альбомы со стихами, загадками, иллюстрациями к художественным произведениям.А также, в рекреациях ДОУ оборудованна библиотека с кинотеатром
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ д/с № 27 функционируют 2 группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
Развивающая предметно-пространственная среда групп соответствует методическим требованиям и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендациям по оформлению . В группе имеются центры развития, наполняемость которых соответствует требованиям ФГОС ДО и адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования МБДОУ д/с № 27.
В ДОУ имеются 1 кабинет учителя-логопеда и кабинета педагога-психолога, которые оборудованы специальным оборудованием, пособиями и дидактическими играми для коррекционно-развивающей деятельности и обследования.
В ДОУ оборудована в отдельном помещении «Сенсорная комната», оснащенная новейшим оборудованием, позволяющим решать коррекционно — развивающие задачи (нормализация эмоционального состояния детей с ОВЗ и детей-инвалидов, развитие познавательных процессов), а также задачи психолого-педагогической диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности.