Целями деятельности ПМПк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:
а) с нарушением речевого развития,
б) с нарушением психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи ПМПк:
своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;
— выявление резервных возможностей развития детей; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
— консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
— организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Контингент детей, представленных на ПМПк:
— дети с психофизиологическими особенностями в развитии;
— дети с психосоматическими нарушениями в развитии;
— дети с речевыми нарушениями.
Обязанности специалистов консилиума
- Председатель:
— разработка и хранение документации ПМПк;
— составление плана работы на учебный год;
— информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;
— подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;
— информирование родителей о заключении ПМПк, обсуждение рекомендаций консилиума.
- Секретарь:
— подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями;
— за две недели, информирование специалистов консилиума о предстоящем заседании;
— ведение документации консилиума (журналы, протоколы, карты сопровождения, заключения ПМПк).
- Педагог-психолог:
— проведение необходимой диагностики;
— подготовка материалов к консилиуму (представление);
— предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
- Учитель-логопед:
— изучение состояния речевого развития ребенка;
— подготовка материалов к консилиуму (представление);
— предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.
- Воспитатель:
— проведение необходимой диагностики;
— подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);
— участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;
— индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;
— не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.
- Медицинский работник:
— подготовка материалов к консилиуму (выписка из мед.карты (история развития ребенка);
— обсуждение физического состояния ребенка на момент консилиума.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.
Регламент работы ПМПк
Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.
Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:
— определение путей психолого – медико – педагогического сопровождения детей;
— выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;
— динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.
Деятельность ПМПк включает в себя три этапа:
- 1 этап – подготовительный (сентябрь)
В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов.
На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) заключается договор на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не заключается, оформляется отказ.
На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.
После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.
Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.
Также оформляются:
— Журнал записи детей на ПМПк, в который вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;
— Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк , который заполняется на каждом заседании;
— Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее, чем за три дня до повторного заседания ПМПк.
Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.
При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК).
Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми.
- 2 этап – промежуточный (ноябрь, февраль)
На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.
В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.
- 3 этап – итоговый (апрель-май)
В апреле – мае ПМПк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.
В течение года проводятся внеплановые заседания ПМПк по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.
ВАЖНО!
— При направлении ребенка на ПМПК коллегиальное заключение консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.
— В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по запросу.
Деятельность ПМПк контролируется руководителем ДОУ.
«Бабушкино лукошко» о значении чистоговорок и скороговорок в развитии речевой активности детей с ОВЗ